Страница 13 из 19 Крестьяне рассказывают много чудесного о своей пещере. Говорят, что в окрестностях обитали Кайбалы, народ богатый золотом и серебром. Удостоверясь, что нет средств воевать против русских, они собрали сокровища свои и спрятали их в пещеру, а сами бросились на коней и с табунами убрались на юг, в пределы Китая. Есть другое предание, столь же вероятное. Кайбалы, обитающие теперь по реке Абакану, верст за двести отсюда, собираются к пещере осенью, и, выбрав темную ночь, уходят в подземелье. Что они там делают, никому не известно. Поутру выходят из пещеры все избитые. Обратный путь из пещеры затруднителен: идя вперед, вы спускаетесь; пришли вниз, а теперь должны подниматься, лезть на камни, держаться за спущенную веревку. Мужчины уверяют, что в подземелье не бывает льда ни в какое время года”. Но кроме устных рассказов легенд и публикаций прошлого века подобные высказывания стали появляться в периодической литературе и в наше время. Так П.П. Сиротенко в газете “Красноярский рабочий” 8.03.60 г. в статье “Тайна Черной сопки” писал: “Учитывая, что отметка уровня воды Енисея против Торгашино значительно ниже отметки выхода Пениковки из-под горы (Пениковка – небольшая речка берущая начало в Торгашинском хребте, впадающая в Енисей. В настоящее время она упрятана в подземную трубу, которая проложена под заводами, цирком, жилыми массивами правобережья Красноярска – Б.М.), а отметка реки Базаиха еще выше, можно через систему карстов (имеется в виду пещерные пустоты Торгашинского хребта – Б.М.) сбросить половину Базаихи в Паниковку без особых затрат превратить правобережье Красноярска в новую Венецию”.
|